23 ноября 2015 г. 2:00
Три требования к городской власти. Публичные средства одесситов. Почему важна публичность и двусторонний диалог между властью и обществом?
Громада должна увидеть и услышать позицию городских властей, откуда поступают средства в бюджет города Одесса и кто и почему их получит или не получит в 2016 году. Предложения граждан и бизнеса должны быть услышаны городским головой и депутатами
Громада должна увидеть и услышать позицию городских властей, откуда поступают средства в бюджет города Одесса и кто и почему их получит или не получит в 2016 году. Предложения граждан и бизнеса должны быть услышаны городским головой и депутатами.
Чуть больше месяца остается до принятия бюджета города Одесса. Одесская областная организация «Комитета избирателей Украины», Фонд «Открытое общество» и Бюро анализа политики как участники общественного партнерства «За прозрачные местные бюджеты», объединяющего общественных активистов и независимых журналистов в 15 городах Украины, обратились официально и открыто к городскому голове города Одесса в связи с важностью своевременного и полного обнародования проекта решения о бюджете города на следующий год.
В обращении участники общественного партнерства «За прозрачные местные бюджеты» требуют проведения полноценных консультаций по проекту решения о городском бюджета на 2016 год. Для того, чтобы консультации не превратились в одностороннее движение, важно обнародовать их результаты и обеспечить полноценную обратную связь относительно предоставленных предложений.
ТРЕБОВАНИЕ 1: Публичность проекта главного финансового документа города Одесса
В этом году впервые в истории Украины принятие бюджета на местном уровне является независимым от принятия государственного бюджета. Поэтому в очередной раз «кивать» на правительство или депутатов парламента в этот раз у местных руководителей уже не получится. До 25 декабря город Одесса должен получить местный бюджет – главный финансовый документ на следующий год.
Одесситы могут узнать, учтены ли их интересы, обращения и жалобы, проанализировав проект решения о местном бюджете, который должен быть обнародован за 20 рабочих дней до даты его рассмотрения с целью принятия.
Важно, чтобы чиновники обнародовали не только прогнозные показатели поступлений и расходов, но и пояснительную записку с указанием налоговой базы формирования прогнозных показателей доходов и не забыли обо всех приложениях, как того требует Бюджетный кодекс Украины. Уважаемым чиновникам исполнительного комитета горсовета важно помнить, что проект решения о местном бюджете должен содержать:
- Пояснительную записку с информацией о социально-экономическом положении города
- Оценку прогноза доходов и анализ предлагаемых объемов расходов. Каждая цифра прогнозных поступлений в городской бюджет должна основываться на убедительных и четких расчетах. Повторения ситуации, когда прогнозные показатели ежеквартально перевыполнялись, может свидетельствовать либо о занижении прогнозных показателей, или о вопросах к качеству работы финансового управления исполкома
- Перечень инвестиционных программ (проектов) на плановый бюджетный период и следующие за плановым два бюджетных периода (позволит узнать, что и где будет построено или отремонтировано)
- Объяснение главных распорядителей бюджетных средств, почему необходимо тратить средства именно на тот или иной объект и почему приоритеты расходования средств сформированы именно таким образом.
Такая возможность гарантируется действующим законодательством о доступе к публичной информации. Поэтому городские власти должны гарантировать гражданам возможность заранее ознакомиться с полным проектом решения о городском бюджете на 2016 год и всеми его составляющими.
ТРЕБОВАНИЕ 2: Услышать голос неравнодушных граждан
Доступ к информации о содержании проекта решения о бюджете дает гражданам возможность предоставлять предложения и замечания. Это даст местным властям возможность лучше понять потребности и интересы граждан и бизнеса, которые, возможно, не были услышаны во время составления проекта городского бюджета.
И хотя в компетенции городских властей учесть, частично учесть или отклонить предоставленные предложения и замечания в рамках проведения консультаций, но голос каждого неравнодушного гражданина, который хочет приобщиться к управлению городом в промежутке между выборами, должен быть услышан.
Очевидно, что каждый из нас, в зависимости от места проживания, дохода, возраста и пола имеет разные представления о том, куда в первую очередь должны быть направлены средства из городского бюджета. Но, бесспорно, граждане имеют право знать принципы, на основании которых определялась целесообразность включения тех или иных объектов в перечень инвестиционных программ (проектов). Ведь именно граждане через процедуру консультаций могут влиять на решение городских властей о:
- Перечне объектов, которые получат средства на капитальный ремонт или будут построены;
- Где будут заасфальтированы придомовые территории и межквартальные проезды;
- Где будут отремонтированы или заменены лифты;
- Где появятся спортивные и детские площадки.
Болезненные для общества проблемы можно обсудить в ходе консультаций и услышать аргументы городских властей.
Чтобы не превращать консультации по проекту бюджета в шоу для журналистов, важно задействовать не только инструмент публичных общественных обсуждений в формате слушаний, но и предусмотреть:
1. Отправку и/или регистрацию предложений в письменной форме на определенную электронную почту;
2. Проведение обсуждений наиболее проблемных статей доходов и расходов бюджета в формате экспертного обсуждения;
3. Проведение публичных встреч с заинтересованными сторонами (инициативные группы граждан и бизнес-объединения) по конкретным проблемным вопросам местной политики (например, незаконные застройки, временные сооружения, объекты капитального ремонта и строительства, содержание и благоустройство городских пляжей и прилегающих территорий и т.д.).
ТРЕБОВАНИЕ 3: Наладить двустороннюю обратную связь с гражданами
По мнению участников общественного партнерства «За прозрачные местные бюджеты», консультации могут быть эффективными, а граждане и бизнес – быть уверенными, что городские власти готовы не только к консультированию, но и к сотрудничеству и реагированию на предоставленные предложения, если будет обеспечено:
1) обнародование всех предоставленных предложений в рамках консультаций на сайте горсовета;
2) обнародование отчета о результатах консультаций с общественностью на сайте горсовета. Это станет свидетельством того, что предоставленные предложения граждан в рамках консультаций были использованы в проекте решения о местном бюджете. В отчете о результатах консультаций отметить состояние и причины учета, частичного учета или отклонения полученных предложений и замечаний, а также отметить, каким образом это отразилось на проекте решения о местном бюджете;
3) отчет о проведении консультаций с гражданами и бизнесом и информацию о его результатах будет отправлен в форме отдельного приложения к решению о местном бюджете на 2016 год.
В целом, городской власти не так уж трудно это сделать. Результатом станет рост доверия к тому, что городской голова хочет делать в городе. Особенно важно, чтобы была реальная обратная связь, и предложения не остались на сайте или в папках чиновников и депутатов. Ведь именно участие граждан в бюджетном процессе является едва ли не лучшей возможностью влиять на городскую власть в промежутках между выборами, а для городской власти – лучше понять потребности и интересы граждан, которые по разным причинам не были учтены в проекте главного финансового документа города.
Ответ на вопрос: «Пойдет ли команда городского головы Одессы тест на открытость, прозрачность и готовность к сотрудничеству с гражданами?» - зависит от ответа на открытое обращение общественных экспертов и активистов по обнародованию и консультированию по проекту городского бюджета на 2016 год. Несмотря на то, что обращение уже официально направлено мэру, его могут подписать все неравнодушные граждане, пройдя по <span>ссылке</span>.
Граждане ТРЕБУЮТ от городских властей открытости, прозрачности, консультаций и сотрудничества в формировании окончательной редакции проекта городского бюджета на 2016 год.
Открытое письмо можно прочитать ТУТ
12 мая 2025 г.
Внеочередную сессию городского совета в Одессе созвали ради изменений в городских программах9 мая 2025 г.
Разговор в Одесской беседке перерос в языковой скандал10 мая 2025 г.
Земельная комиссия согласовала вынесение на рассмотрение сессии разрешения на предоставление в собственность двух десятков участков15 мая 2025 г.
Внеочередной исполком Одессы соберется ради демонтажа разрушенных россиянами объектов16 мая 2025 г.
В декларации директора экономического департамента Одессы нашли неточностей на 6 миллионов17 мая 2025 г.
Единственным участником 9-миллионного тендера в Одессе стала фирма, которую связывают с бизнесменом в розыске13 мая 2025 г.
В Одессе решили провести фестиваль в честь 610-летия города16 мая 2025 г.
Одесса празднует 610 День рождения