9 мая 2025 г. 7:57
(Лиза и Татьяна Евсеевы. Фото предоставила собеседница)
В своих дневниках кинорежиссер Александр Довженко писал, что это главный город Украины, который будет рассказывать историю страны всему миру. Через несколько десятилетий спустя его слова стали пророческими. С 24 февраля 2022 года Новая Каховка, что на Херсонщине, находится под временной российской оккупацией. Зато орнаментальные украшения на фасадах домов, известные как каменные вышиванки, широко распространены на фотографиях в учебных пособиях и на шевронах украинских военных. А работать в авторской технике художника Григория Довженко по резьбе каменных вышиванок попробовали более тысячи участников воркшопов. Больше о "закодированной" жемчужине юга и уникальном художественном явлении читайте в эксклюзивном интервью Интента с соучредителем ГО "Новокаховское общество охраны культурного наследия" и архитектором Лизой Евсеевой.
Лиза, почему каменные вышиванки Новой Каховки относятся к культурному наследию Украины?
Каменные вышиванки - это орнаментальная отделка архитектурных объектов, которую создал украинский художник и скульптор-монументалист Григорий Довженко. Он - один из немногих художников-последователей Михаила Бойчука, который пережил "Расстрелянное возрождение", репрессии и Вторую Мировую войну.
В 1950-х годах Довженко разработал целую концепцию, как должны выглядеть новые украинские населенные пункты в послевоенном восстановлении. По его идее, города и села представали как ансамбли, где каждое здание в зависимости от его роли (жилого дома, культурно-образовательного учреждения, инфраструктурного назначения) могло быть оформлено в той или иной технике монументального искусства, где его резьба по сырой штукатурке - ведущий прием.
Григорий Довженко за работой. Фото из архива музея Баштанки
В рамках пилотного проекта того времени в Новой Каховке Григорий Довженко вместе с учениками создал более двух тысяч квадратных метров уникальных орнаментальных резьб. Продолжать в этом направлении в дальнейшем, по другим городам Украины, не смог. В 1955 году вышло постановление о борьбе с "излишествами в строительстве". Его замысел остался жить как единственный и неповторимый образец волны украинского монументального возрождения только в этом городе на юге Украины.
15 марта 2024 года Исторический центр Новой Каховки получил статус памятника градостроительства и монументального искусства национального значения. Тем самым утвердив историческую ценность каменных вышиванок в сокровищнице национального культурного наследия Украины.
Я правильно понимаю, что Новую Каховку - "зашитым" или "закодированным" городом начали называть относительно недавно?
Именно так. Начав работу по защите, восстановлению и популяризации орнаментальных панно мы пришли к выводу, что необходимо дать людям простой и четкий месседж. Выговорить полное и правильное название художественного явления "...монументальное панно Григория Довженко в технике..." довольно трудно.
Новая Каховка. Фото предоставила собеседница
В результате командных поисков в 2017 году возникло название "Каменные вышиванки". Оно близко людям. Ведь Довженко пытался как бы защитить здания и их историю, перекладывая на фасады соответствующие орнаменты. Так же как и мы пробуем защитить себя, перекладывая на одежду определенную символику. Кроме того, "каменная" - это еще и признак того, что вышиванка крепкая и устойчивая, как собственно и наше наследие. История быстро прижилась и распространилась, и я бы сказала стала полноценным брендом Новой Каховки. Хотя лично мне было сложно привыкнуть к этому названию.
Очень часто рядом с каменными вышиванками звучит цифра 80. Это количество панно?
Нет, надо забыть эту цифру вообще. Она когда-то появилась и начала тиражироваться, как примерное количество мотивов.
Объектов, которые имеют соответствующий статус в историческом городе - 190, зданий с декоративной отделкой - 132. А вот количество панно на них подсчитать довольно трудно. Потому что они различны как по изображению, так и по месту расположения на частях фасада: между окнами или на фронтонах, в отделке ворот, в люнетах окон или вокруг люкарн.
Согласно концепции Довженко орнаменты разные не просто по изображению, но и по заложенным в них смыслам. Удалось ли что-то расшифровать из вышиванок?
Прежде всего хочу отметить, что после того, как в 1937 году Михаила Бойчука и его соратников-учеников расстреляли или арестовали - Григорию Довженко было запрещено продолжать работать в монументальном искусстве. Его уволили из Киевского художественного института, и он погружается в так называемую "внутреннюю эмиграцию".
В течение этого времени Довженко глубоко погрузился в изучение украинских орнаментов от текстиля до церковных фасадов. Затем, во время Второй Мировой войны, он работал в эвакуации в Средней Азии, где символика имеет отличные от наших смыслы и чрезвычайную декоративность. И это тоже наложилось на его творчество.
Поэтому, когда художник получил возможность наконец работать в этом направлении, применяя весь свой опыт - он превратил Новую Каховку в достаточно сложную систему передачи различных смыслов. Поэтому даже через 50 лет нам есть что расшифровывать, и это не перестает быть содержательным и интересным. Приведу один из примеров.
Новая Каховка. Фото предоставила собеседница
Прежде всего, город задумывали как символ нового возрождения, мирной и светлой послевоенной жизни. Этот код ярко считывается на здании Летнего театра. Здесь очень много элементов дерева жизни, но они не копии классических традиционных. В частности, Григорий Довженко вплетал сюда виноград, который выращивали колонисты на этих землях, и цветы хлопка, потому что частично строительство Каховской ГЭС и каналов велось Министерством хлопка, планировалось выращивать эту культуру в промышленных форматах. Тем самым художник создал синтетическую работу с новым смыслом, из которой мы можем понять историю местности.
Такой же принцип действует по каждому зданию в Новой Каховке. Общежитие для молодежи, дом архитекторов или строителей - это назначение обязательно было индивидуально отражено в тематике орнаментов. К тому же по философии бойчукистов искусство должно было вырастать прямо на площадке, где оно творится. На современном языке это можно обозначить как сторителлинг об определенной локации или объекте.
Ваша команда работала над сохранением украинского культурного наследия до полномасштабной войны. Имело ли это последствия во время оккупации Новой Каховки?
Мы знаем, что соучредитель ГО "Новокаховское общество охраны культурного наследия" и архитектор Татьяна Евсеева была в списках на задержание, и собственно по ней задавалось много вопросов российскими военными тем членам команды, которые на тот момент еще не выехали из оккупации. Для этих бесед их забирали "на подвалы". Также в этих списках были и другие фамилии из нашей организации. Поэтому сейчас, по разным причинам безопасности, мы стараемся не афишировать поименно нашу команду и подписываем материалы просто как общество.
Несмотря на это вы продолжили свою деятельность. В частности, сейчас ваша команда вовлечена в процесс по документированию разрушения культурного наследия по всей Украине?
Именно так. Мы присоединились к экспертной инициативе "НеМо: Ukrainian Heritage Monitoring Lab", которую основал в 2022 году Василий Рожко. Недавно команда выпустила практическое пособие по документированию разрушений культурного наследия. Оно было написано по результатам 3-х летнего опыта в экспедициях по Украине (кроме оккупированных территорий) во время полномасштабной войны.
Основной целью работы инициативы по документированию является сбор общей картины потерь и доказательств о том, что это целенаправленная политика РФ против культуры нашей страны. И в издании это обосновано в полном объеме. Также пошагово описаны процессы по документированию таких объектов.
Специалисты работают в трех направлениях. Первое - это быстрое документирование, как подтверждение факта, верификация состояния объекта экспертами. Второе является более глубинным, когда есть возможность детально обследовать объект и собрать данные, которые станут базой для будущего восстановления. И третий тип документирования - для открытия уголовных производств. Здесь осуществляется работа очень тщательно, чтобы за каждый правильно собранный кейс привлечь к ответственности рф. Все исследования соответствуют международным стандартам и протоколам.
Новая Каховка под временной российской оккупацией уже 3,5 года. Как при таких обстоятельствах удается рассказывать о ее культурном наследии?
На самом деле это движение было очень активным и до полномасштабного вторжения, во многих аспектах мы были примером для других инициатив и имели передовые практики. Поскольку мы сразу подходили к наследию как к комплексному явлению, что вполне соответствует ведущим мировым тенденциям.
Сегодня мы видим восхищение от иностранных коллег, которые отмечают, что им есть чему поучиться у нас. Потому что для украинцев культурное наследие не просто туристическая изюминка или колоритное украшение, а образ жизни. И во время полномасштабной войны это стало еще более сильным и ярким явлением.
Не буду скрывать, сначала мы не понимали, как рассказывать о материальном наследии без города. Но поддержка людей побудила не останавливаться. Поэтому мы начали активно работать, адаптируясь под новые реалии. Так возникли виртуальные экскурсии по Новой Каховке, передвижные выставки о каменных вышиванках, воркшопы по технике резьбы по сырому плетню.
Сейчас мы провели более 70 воркшопов и около 30 выставок. В Украине это Киев, Одесса, Запорожье, Ивано-Франковск, Львов, город побратим Новой Каховки - Дрогобыч, родной город Григория Довженко - Баштанка. Увидели наше оккупированное наследие и попытались его воссоздать и за границей, а именно в Польше, Хорватии, Италии, Нидерландах, Грузии, Германии. Что же касается аудитории, то она разноформатная: от детей в общеобразовательных школах до парламентских саммитов, где собираются послы из разных стран мира.
Фото предоставила собеседница
Какова цель таких мероприятий?
Во-первых, мы хотели сделать это для наших людей: объединить громаду, которая распылилась по миру и напомнить новокаховчанам, из какого они уютного и красивого города. Во-вторых - рассказать о Новой Каховке тем, кто о ней не знает, и сделать это с правильными и корректными нарративами. Юг никогда не был российским, он - украинский. И в-третьих - заручиться поддержкой на будущую, послевоенную, работу по реконструкции орнаментальных панно. Именно поэтому в конце каждого мастер-класса мы обязательно говорим участникам, что теперь они часть команды, которая будет восстанавливать город.
Уже во время проведения воркшопов мы поняли четвертую цель такой деятельности - арттерапевтическую. Люди общаются с земляками, получают определенные знания и изготавливают что-то собственноручно. Тем самым идет переключение внимания с событий вокруг и личных переживаний, происходит психологическая разгрузка.
Резьба по сырой штукатурке - авторская техника Григория Довженко. Как удалось воссоздать процесс и сделать его фактически аутентичным?
Мы долго работали над тем, чтобы раскрыть рецепт Григория Довженко. Для этого отправляли кусочки каменных вышиванок в реставрационные лаборатории. Но все это не давало полной картины необходимых пропорций ингредиентов. Потом, к счастью, внуки художника нашли его дневники, а мы архивные статьи в библиотеках, где был описан раствор. Так воссоздали рецепт.
Его на самом деле можно было сделать современным и простым, но для нас было принципиально, чтобы он был аутентичным. Потому что даже через использованные компоненты Довженко сумел рассказать частичку истории Новой Каховки.
Для раствора художник взял самые доступные для юга материалы: чистый речной песок, цемент для гидростроительных работ (он приобретает со временем голубой оттенок) и известь, не менее 8-10 лет выдержки. И скажу откровенно, когда удается собрать эту триаду - работать с материалом одно удовольствие, он очень пластичный и режется чрезвычайно легко. В то же время резьба это очень сложный и трудный процесс. Потому что раствор достаточно быстро застывает. И дорабатывать детали уже надо с применением силы, осторожно, чтобы панно не треснуло.
Значительное внимание вы уделяете работе с учениками и студентами художественных специальностей. Это подготовка специалистов для своей команды?
Если честно, мы долго мечтали об этом направлении работы. В 2022 году планировали сделать летнюю школу для молодежи, которая бы начала практиковаться в технике резьбы по сырой штукатурке прямо на фасадах домов, в рамках процесса по восстановлению вышиванок. Иначе говоря, провести такую образовательную промоцию города. В дальнейшем вообще хотели создать на юге Украины реставрационный центр. Но ведь...
Группа скульпторов Григория Довженко. Фото из архива музея Баштанки
Справиться с новыми вызовами и трансформировать замысел помог пример Григория Довженко. Он приехал в Новую Каховку фактически сам, в команде небольшой бригады художников. Предыдущие годы репрессий и войн истребили огромный пласт мастеров. На месте он постепенно увеличивал свою команду. При этом художник допускал к работе на фасадах только после того, как понимал, что ученик овладел не только техникой, но и знаниями по украинской архитектуре и культуре. То есть соответственно сам Довженко заложил нам идею, как нужно работать в послевоенный период. А мы, согласно определенным целям, понимаем, что надо делать это уже сегодня.
Элементы каменных вышиванок сейчас можно встретить в разных проявлениях: календари, шевроны, чашки...
После 24 февраля 2022 года деятельность нашей команды обычно переориентировалась на поддержку людей и военных. Мы используем символы наследия Новой Каховки чтобы рассказать об оккупации и собрать средства на закрытие гуманитарных потребностей. Но одновременно с тем, это сработало как продвижение с новым существенным значением - украинская идентичность и борьба за родную землю.
Именно наши защитники предложили разработать шеврон с элементом каменной вышиванки, и он для них стал определенным символом. У нас есть много историй, которые задевают за живое. В частности, ребята писали, что они используют шеврон как оберег на позиции, передают его друг другу на дежурстве. А еще, они говорили, что благодаря такой работе с наследием города, идет больше осознания за что они воюют, что стремятся сохранить и передать поколениям.
Шеврон "Каменная вышиванка". Фото предоставила собеседница
В каком состоянии сейчас каменные вышиванки? Насколько они повреждены или уничтожены в результате боевых действий?
С помощью различных способов мы постоянно ведем дистанционный мониторинг состояния каменных вышиванок. За это время около 50 объектов памятника градостроительства и монументального искусства национального значения частично повреждены или уничтожены. Разрушения происходят в результате обстрелов, пожаров после них и затопления из-за подрыва российскими военными Каховской дамбы.
Например, это здание Летнего театра, о котором уже была речь. Оно содержало не только орнаментальные панно, но и работы Григория Довженко в других техниках. Например, росписи по дереву. После "большой воды" от них ничего не осталось, представьте, деревянные элементы находили на расстоянии 2 километров от здания.
Что с вышиванками? Узнать пока невозможно, но думаю там есть определенные загрязнения, сколы и трещины. Потому что стремительный поток крушил все на своем пути и нес много мусора, а сама воде была грязная, с илом и маслом.
Другой объект - Дворец культуры. На сегодня мы знаем, что фасад здания прострелян, в его стене огромная дыра от попадания снаряда. Поэтому, скорее всего, повреждения есть не только внешние, но и внутренние. Это здание также было украшено мозаикой, художественной росписью, цветными витражами авторства целой плеяды украинских художников.
Именно здесь Григорий Довженко сделал орнаментально-мозаичное панно "Жар-птица", как символ возрождения Украины, что эта страна восстала из огня, и сделает это еще раз при необходимости. К сожалению, этот элемент декора сгорел во время пожара в 2007 году, но наше намерение его восстановить до сих пор сохраняется.
Санаторий "Дружба" до оккупации. Фото предоставила собеседница
И одна из недавних потерь - здание детского санатория "Дружба". Двухэтажный дом сгорел почти дотла.
Возможно ли восстановление каменных вышиванок?
Отмечу, что не все каменные вышиванки были зафиксированы нашей командой и приобщены к архиву. Ведь этот процесс еще продолжался. Да и сами архивы остались в оккупации. Поэтому некоторые из орнаментальных панно будут потеряны безвозвратно.
Мы просто не будем иметь образцов для их создания заново. Что же касается большей части - будем смотреть по ситуации на момент освобождения города.
Почему так важно продолжать бороться за оккупированное наследие Новой Каховки, и где брать силы на это?
Силы действительно иногда исчезают. Но в нужные моменты происходят "звоночки", которые возвращают к борьбе. Это может быть сообщение об участии в воркшопе, запрос на новый шеврон или календарь, вопрос: "А когда в наш город с выставкой?". А еще, сейчас к нам начала обращаться молодежь Новой Каховки, которая учится в разных странах мира и пишет свои научные работы о каменных вышиванках.
В такие моменты ты понимаешь, что история маленького города на юге важна не только тебе. Поэтому ищешь новые формы работы.
Бесспорно нашей команде помогает связь с родным городом. Мы уехали физически из Новой Каховки 3,5 года назад, но ни дня ментально. Мы до сих пор остаемся со своим городом.
Новая Каховка. Фото предоставила собеседница
Новая Каховка никогда не будет выжженной землей, потому что ее люди обязательно вернутся. И именно объединение вокруг наследия каменных вышиванок - наша несокрушимая вера в это.
Работа над этим материалом стала возможной благодаря проекту Fight for Facts, который реализуется при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии.
Ігор Льов, Яніна Надточа
25 апреля 2025 г.
Виртуальный музей Тягини: сохранение наследия во время войны30 апреля 2025 г.
Культура во время войны: переосмысление роли искусства4 мая 2025 г.
Львовская журналистка путешествовала по казацким кладбищам, чтобы показать, кто строил Одессу8 мая 2025 г.
В Брюсселе стартует Крымская неделя с фильмами, выставками и дебатами в Европарламенте7 мая 2025 г.
Херсонский порт после оккупации остался в руинах, а компания-концессионер бьет тревогу8 мая 2025 г.
Укрытие для Степковской гимназии на Николаевщине будет ремонтировать фигурант дела о растрате