21 января 2025 г. 19:27

Пустыни новостей: где проблемы доступа к правде в Украине

(Изображение: Фонд развития СМИ)

Во многих регионах Украины и мира возникают так называемые новостные пустыни. Это местность, где не хватает журналистов и местных изданий, которые рассказывают о жизни общества и освещают важные события. Media Development Foundation исследовали 138 районов Украины по доступу к новостям. Оказалось, что только 23% из них являются информационно здоровыми, остальные - частично здоровые и нездоровые, то есть образуют новостные пустыни.

Поиск пустынь

Новостными пустынями исследователи определяют территориальную общину с ограниченным доступом к проверенным и полным новостям. В Media Development Foundation обратились к этой теме в прошлом году, видя изменения, произошедшие с Севером, Востоком и Югом Украины. Там десятки изданий прекратили свою работу и исчезли с карты страны вообще. Их целью стало показать те места, где из-за отсутствия местной журналистики оказалось под угрозой развитие демократической системы. Также нашли районы, где лучшая ситуация с доступом к локальной информации.

Критерии

В рамках исследования определили факторы, которые влияют на возникновение новостных пустынь:

В заключение базу данных независимых локальных медиа специалисты картографировали по градации:

Анализируя контент, в онлайн-изданиях исследователи ориентировались на текстовые продукты и перепечатки, на телевидении учитывали информационный продукт именно этого ТВ-канала - передачи из других медиа в анализ не попадали. На радио также выбрали исключительно собственные продукты в эфире. В печатных продуктах выбирали и оригинальный контент, и перепечатки.

Независимость медиа проверяли в юридическом и контентном аспектах. В юридическом узнали об отношениях с лицами, которые потенциально могут повлиять на редакционную политику. Контентно ориентировались на то, насколько медиа покрывает критические информационные потребности громады, и на соблюдение профессиональных стандартов.

Критические информационные потребности

В рамках исследования определяется концепт критических информационных потребностей (КИП) местных общин - это информация, которая помогает гражданам ориентироваться в политических, экономических и социальных процессах, принимать обоснованные решения, влияющие на их жизнь. Восемь таких потребностей включают сообщения по следующим темам:

Как редакции отбирали на карту

Исследователи проанализировали всю территорию Украины - 136 административных районов, города Киев и Севастополь. Географической единицей для карты стал административный район. Выборка включила 1434 украинских редакции по всей Украине. Медиа вносили на карту, анализируя следующие факторы:

Специалисты проработали медиамапу и оккупированных территорий Украины - ранжировали административные районы в соответствии с приказом Минреинтеграции "Об утверждении Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией".

Медиа с оккупированных территорий, которые переместились на подконтрольную территорию, рассматриваются как медиа чья основная аудитория расположена на ВОТ. В то же время их считают не базирующимися географически на временно оккупированной территории, а теми, кто информационно покрывает конкретные оккупированные районы.

Исследователи также расспросили региональных медийщиков и в целом провели 12 полуструктурированных интервью с топ-менеджерами - по два руководителя медиа из каждого макрорегиона, а из Западного региона говорили с тремя медиаменеджерами.

Что усложняло исследование

Во время исследования возникали ограничения на этапе поиска редакций - полноценно проанализировать все типы медиа невозможно было из-за ограниченного доступа к архивному контенту или отсутствия цифрового присутствия. Проверка юридической независимости редакций осложнялась ограниченной публичностью некоторых юридических данных. Это могло привести к исключению некоторых медиа, которые на самом деле могли обеспечивать качественное локальное освещение.

Исследование ориентировалось на критические информационные потребности общин - медиа, специализирующиеся на узких темах, не включили в финальную выборку. Мониторинг охватывал довольно короткий промежуток времени. Поэтому издания, которые именно в этот период не покрывали достаточное количество информационных потребностей, не включены в выборку.

Исследователи нашли подтверждение тому, что развитие локальной журналистики в Украине зависит от географических, демографических, социально-экономических и исторических факторов. Но из-за ограниченного доступа к информации в связи с полномасштабной войной детально рассмотреть каждый из аспектов сложно. Поэтому выводы анализа базируются на данных, полученных из свободного доступа и глубинных интервью с медийщиками из регионов.

Где скрываются пустыни

Чем дальше от областного центра, тем выше риск возникновения новостных пустынь. В целом областные центры можно назвать оазисами, а маленькие общины - пустынями.

Нездоровые районы расположены между различными областными центрами. Например, Золочевский район расположен между здоровыми районами Львовским, Тернопольским и Волынью. Исследователи объясняют такую диспропорцию тем, что все больше медийщиков желают работать в больших городах и меньшинство остается в общинах. Редакция с Севера жаловалась, что Киев высасывает лучшие кадры, потому что там более конкурентная зарплата и большие перспективы в карьере. Студенты, которые выезжают на учебу в другие регионы, часто не возвращаются обратно в свою громаду.

Переезд жителей малых городов в большие влияет и на состав аудитории. В поиске лучших условий жизни и профессиональных возможностей молодежь едет в большие города, а в регионах остается старшее поколение, которое менее активно пользуется современными цифровыми медиа. Поэтому спрос на новые форматы контента и онлайн-ресурсы ниже.

Районы с небольшим населением имеют значительно меньше шансов для развития региональных медиа. Децентрализация 2014 года и ликвидация местных органов самоуправления привела к отсутствию новостей и инфоповодов в этих населенных пунктах. Редакция из Одесской области рассказывает, что у них на весь север области остались два районных центра, поэтому районные газеты потеряли своего основного донора - местный орган власти.


Изображение: Media Development Foundation

Отдельно опрошенные редакции отметили логистическую доступность - чем дальше от областного центра расположен маленький город, тем меньше там медиа. По их словам, вероятно, сеть региональных медиа гуще в местах, где расположены транспортные узлы, что упрощает путь работников из дома (в общинах) на работу (в крупных городах).

Анализ показал, что в областных центрах базируется больше медиа. В среднем в каждом центральном районе работает примерно 3,27 независимых редакций, в то же время в нецентральных районах всего 0,38 медиа. Например, на Юге Украины редакции ориентируются прежде всего на аудиторию городов с населением более 50 тысяч жителей. Медийщики рассказывают, что ежедневное покрытие событий и содержание журналистов в маленьких населенных пунктах нерентабельно.


Изображение: Media Development Foundation

Что касается экономического компонента, то финансово развитые регионы имеют лучшие условия для существования независимых медиа благодаря наличию локальных бизнесов. В менее развитых регионах, где бизнес имеет ограниченные бюджеты, журналистика не получает финансирования от предпринимателей. В малых городах, где местный бизнес не сталкивается со значительной конкуренцией, он не испытывает критической потребности в рекламе в СМИ. После полномасштабного вторжения некоторые местные предприятия потеряли свои активы и возможности поддерживать СМИ. Это подтверждает и редакция с Запада: "Первые дни, недели и месяцы полномасштабной войны я думал, что будет пустыня. И это был паралич не медийный, а бизнеса. Мы, как и часть коллег, которые в основном жили с рекламы, думали, что это уже конец. На самом деле практически все рекламные сделки были отложены, разорваны". В 2023 году медиа вернулись к заработку от коммерции, хотя экономическая ситуация все еще нестабильна. Согласно исследованию MDF, только 12 % региональных редакций обеспечили себе финансирование с помощью рекламы.

Локальные медиа в малых сообществах могут сильно зависеть от политической рекламы или государственного финансирования из-за отсутствия других источников дохода, а также испытывать давление из-за тесных связей. Редакция с Юга рассказывает, что в громаде медийщику сложно делать критические материалы против городского головы: "Например, если твоя мама работает в школе, то городской голова скажет ее уволить".

После опроса редакций исследователи MDF выделили интересный феномен - война повлияла на закрытие политизированных медиа. Из-за нечетких политических перспектив многие медиа не видят смысла вкладываться в свой медийный имидж. Поэтому сейчас не имеют работы редакции, которые зарабатывали от политического пиара.

Кроме того, приграничные регионы характеризовались многонациональностью населения и различными культурными влияниями. Например, различные языки национальных меньшинств требуют адаптации контента. К тому же национальные меньшинства отдают предпочтение своим национальным медиа, а не украинским. Также граница влияет на финансовое развитие редакций, которые там работают, и на их контент. Примером экономического влияния может быть кейс Житомирщины, которая имеет границу с Беларусью. Представители редакции с Севера рассказывают, что в Овруче - в 35 километрах от границы - раньше за покупками на базар приезжали белорусы, а сейчас граница закрыта.

Пустыни и оазисы

Анализ медиаландшафта Украины показал, что только 11% из всех проанализированных локальных редакций - 157 из 1434 медиа отвечают критериям независимости и покрывают критические информационные потребности местных общин. Из 138 районов Украины только 23% являются информационно здоровыми, 38% - частично здоровые и 39% - нездоровые.

Здоровые районы

Киев, Черкассы и Кропивницкий объединены в большой приднепровский кластер. Здоровые административные областные центры подтягивают меньшие районы из категории здоровые или частично здоровые. К ним относится почти вся южная Киевщина, вся Черкасская и Кировоградская области.

На левобережье Украины - Харьковский, Полтавский, Сумской, Днепровский и Запорожский районы образуют большую зеленую зону. Оазис распространяется на соседние нецентральные районы - Чугуевский, Берестинский и Никопольский.

На Юге - Одесский, Николаевский и Херсонский район образуют зеленый пояс.

На Западе здоровые Львовский, Ивано-Франковский и Тернопольский районы расположены рядом. Луцкий и Ровенский районы в так называемом волынском кластере подтягивают к себе Ковельский район.

Черниговский, Нежинский и Корюковский районы - пример здорового кластера, который не объясняется простым географическим расположением областных центров. Сеть независимых медиа обеспечивает качественную информацию на местах и информационно покрывает практически всю Черниговщину.

Нездоровые районы

Нездоровые районы преимущественно кластеризуются между собой. Некоторые расположены между разными областными центрами. Например, между Запорожьем, Днепром и Полтавой расположились районы, где почти отсутствуют новости о жизни на этих территориях: Павлоград, Синельниково, Самар. Или на Западе - это Золочевский, Дубенский и Кременецкий районы.

Есть только четыре случая, когда нездоровый район не граничит с другим нездоровым - Баштанский район на Николаевщине, Васильевский в Запорожье, Роменский на Сумщине и Лубенский на Полтавщине.

Исследователи отмечают два больших пограничных кластера:

Оба объединяет также большая территория и значительное расстояние маленьких общин от областных центров.


Изображение: Media Development Foundation

Влияние оккупации на опустынивание

Одним из главных факторов возникновения новостных пустынь является временная оккупация Украины. В оккупации независимым медиа угрожают репрессии и многие другие опасности, поэтому журналисты вынуждены эвакуироваться или работать в подполье. Аудитория на ВОТ остается без доступа к объективным новостям и становится уязвимой к дезинформации. Понятно, что медиаландшафт оккупированных районов является нездоровым.

Редакции, которые переехали на подконтрольную территорию, пытаются предоставлять информацию украинской аудитории, оставшейся в оккупации. В среднем каждый из этих районов информационно покрывают примерно две редакции. Наименее здоровые районы расположены в Луганской области и Крыму. В то же время на оккупированной территории Херсонщины прослеживается самый высокий показатель медиапокрытия. Поэтому специалисты сделали вывод, что длительная оккупация приводит к тотальному медийному опустыниванию.

Сравнивая с оккупированными и подконтрольными территориями, самый высокий показатель здоровья имеют деоккупированные районы. Их на 20% больше количества подконтрольных районов и на 46% - против оккупированных районов с таким же уровнем здоровья. Только Роменский, Баштанский и Коростенский районы можно определить нездоровыми. В среднем на один деоккупированный район приходится 1,65 редакций, которые там базируются.


Изображение: Media Development Foundation

Информационное покрытие составляет 3,1 редакций на район. В то же время оккупированные районы в среднем имеют покрытие 2,14 редакций на район, а подконтрольные - 2,22 редакций на район. Можно предположить, что это связано именно с вниманием украинского и международного сообщества к освобожденным территориям. Медиа начинают активно освещать военные операции и последствия оккупации. И освобожденные территории становятся платформой для сбора прямых доказательств о российских военных преступлениях. Стейкхолдеры также заинтересованы в развитии локальных медиа на деоккупированных территориях. Например, одна из редакций с Юга Украины переводит новости на английский язык, ориентируясь на международных доноров, которые инвестируют в развитие региона после его деоккупации.

Подконтрольными районами являются территории удаленные от фронта, которые не были оккупированы за весь период войны с 2014 по 2024 год. Здесь базируется примерно по 1,04 медиа на район и не намного выше покрытие - в среднем 2,22 редакции на район.

Можно ли возродить пустыни

Исследователи MDF отмечают определенные риски для новостных пустынь. Во-первых, отсутствие полной и правдивой картины местных дел. Во-вторых, отсутствие журналистского надзора порождает коррупцию, злоупотребления и нарушения прав граждан. Третий негативный фактор - риск распространения ложной информации, манипуляций, а иногда и пропаганды.

Независимые редакции в громадах могут препятствовать порождению этих негативных явлений с помощью:

Региональные медийщики предвидят ухудшение состояния локальной журналистики, поэтому в будущем, возможно, возникнет больше новостных пустынь. Редакции обеспокоены и возможным усилением наступления и перемещением линии фронта. Большинство медийщиков считают риски, связанные с финансированием, насущными и указывают на недостаточное развитие рекламного рынка из-за полномасштабной войны. Медиа предполагают, что донорская поддержка будет уменьшаться и в дальнейшем. Отсутствие должного финансирования может привести к тому, что о временно оккупированных территориях или тех, в которых активно ведутся боевые действия, никто не будет писать. Медийщики с прифронтовых территорий все чаще выезжают в безопасные общины, и там также возможно возникновение пустынь.

Опрошенные медиаменеджеры поделились мыслями о создании оазисов и предотвращении образования новостных пустынь. Для стабильного развития им не хватает институциональной поддержки. Далее важно качественное обучение и подготовка квалифицированных журналистских кадров. Обучение молодых журналистов особенно важно для общин и развития локальных медиа.

Также медийщики думают об объединении в сообщества как среди медиаорганизаций, так и между медиа и их аудиторией. Даже чат в мессенджерах, по их мнению, может обеспечить эффективную коммуникацию между медиа и читателями.

Редакции, которые освещают новости для аудитории на оккупированных территориях, отмечают, что важно продолжать эту работу для реинтеграции территорий и предотвращения распространения там российских медиа.

Ігор Льов

Также Вам может понравиться:

29 апреля 2025 г.

Перемещенные крымские медиа не сдаются и сражаются в тылу

26 апреля 2025 г.

Telegram-канал об Одессе признал себя российским

30 апреля 2025 г.

Одесса находится в ментальной оккупации: что происходит с ценами на жилье в регионе

29 апреля 2025 г.

Интент.Инсайт о рынке недвижимости в Одессе

24 апреля 2025 г.

В Николаеве депутаты не поддержали земельные решения

30 апреля 2025 г.

Культура во время войны: переосмысление роли искусства

29 апреля 2025 г.

В Николаеве депутаты поскандалили из-за земельных вопросов

30 апреля 2025 г.

В Одессе комиссия обнаружила канализационные сливы в естественную балку неподалеку от пляжа

21 апреля 2025 г.

Тайное сообщество, христианский Курбан и захоронение героя: "Мир на изнанку" пошел по Одесской области

18 апреля 2025 г.

Рекордсмен по долгам по ТЦК оказался жителем Одессы

30 апреля 2025 г.

За ремонт общежития Одесская консерватория заплатит почти 12 миллионов за ремонт общежития

В лицее в Одесской области строят бункер с кроватями и игровыми зонами за 70 миллионов

Депутаты Николаевского облсовета должны решить судьбу имущества, учреждений и полномочий коллеги

18 апреля 2025 г.

Работа депутатов Николаевского городского совета: итоги аттестации за четвертый год каденции

30 апреля 2025 г.

Шпиона с Херсонщины оставили под арестом за слив информации о ВСУ