27 мая 2025 г. 9:27
(Изображение: ck.tax.gov.ua)
Те, кто следит за местным самоуправлением, довольно часто сталкивается с ситуацией, когда то или иное лицо заявляет о потенциальном или реальном конфликте интересов. Когда это делает депутат на сессии, например, городского совета, то интуитивно понятно, что он отказывается от голосования из-за того, что то или иное принятое решение может быть ему выгодно. В таком случае депутат после заявления объявляет, что не будет голосовать за тот или иной проект решения. Но понятие конфликт интересов касается не только депутатов.
Министерство финансов Украины следующим образом формулирует эту ситуацию - это ситуация, при которой должностное лицо, выполняя свои обязанности, имеет частный интерес, который хотя и не обязательно приводит к принятию неправомерного решения или совершению неправомерного деяния, но способен к этому привести.
Частный интерес - любой имущественный или неимущественный интерес лица, в том числе обусловленный личными, семейными, дружескими или другими внеслужебными отношениями с физическими или юридическими лицами, в том числе возникающие в связи с членством или деятельностью в общественных, политических, религиозных или иных организациях.
Потенциальный конфликт интере сов - наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, что может повлиять на объективность или беспристрастность принятия им решений, или на совершение или несовершение действий при исполнении указанных полномочий.
Реальный конфликт интересов - противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий при исполнении указанных полномочий.
Частный интерес не ограничивается финансовыми или материальными интересами или теми интересами, которые дают должностному лицу прямую личную выгоду, в том числе неправомерную.
Это означает, что конфликт интересов может быть связан с вполне правомерными действиями служащего как частного лица, его принадлежностью к общественным организациям, семейными интересами и т.д., при условии, что эти интересы способны с определенной вероятностью реально повлечь ненадлежащее влияние на выполнение этим служебным лицом своих служебных полномочий.
Таким образом, несмотря на то, что далеко не каждый конфликт между служебными полномочиями и частным интересом способен привести к неправомерным решениям или действиям, каждый из конфликтов интересов способен создать такую ситуацию в случае, если не будет вовремя и должным образом задекларирован, оценен и урегулирован.
При потенциальном конфликте интересов у лица имеется частный интерес в сфере, в которой он выполняет свои служебные или представительские полномочия. Такая ситуация в дальнейшем будет влиять на объективность лица при реализации полномочий.
При реальном конфликте интересов лицо реализует свои полномочия в сфере, где имеется частный интерес. Это вызывает противоречие между полномочиями и частным интересом, которое влияет на объективность совершения действий или принятия решений.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, у лица имеется частный интерес, а с другой, лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, должно выполнять свои служебные обязанности в интересах государства, территориальной общины, исключая возможность какого-либо влияния частного интереса. Поэтому даже при условии, что лицо, имея частный интерес, принимает объективные и беспристрастные решения, оно совершает действия в условиях реального конфликта интересов.
Например, чиновник принимает решение по государственному тендеру, в котором участвует компания, принадлежащая его брату. Если он не заявил об этой связи - это типичный пример реального конфликта интересов, где частный интерес уже влияет на публичное решение.
Обязанности лица в связи с наличием конфликта интересов:
Непосредственный руководитель лица или руководитель органа, к полномочиям которого относится увольнение или инициирование увольнения с должности, обязан:
Любая мера урегулирования конфликта интересов применяется исключительно к лицу, у которого возникает конфликт интересов. Такие меры не могут применяться к другим лицам, совместная работа с которыми приводит к возникновению конфликта интересов, то есть подчиненных лиц.
Внешнее урегулирование конфликта интересов осуществляется путем:
Самостоятельное урегулирование конфликта интересов.
Лица у которых имеется реальный или потенциальный конфликт интересов, могут самостоятельно принять меры по его урегулированию путем лишения соответствующего частного интереса с предоставлением документов непосредственному руководителю или руководителю органа, к полномочиям которого относится увольнение или инициирование увольнения с должности.
Реальный конфликт интере сов - это когда частный интерес уже влияет на принятие решений. Потенциальный - это когда такое влияние еще не наступило, но есть риск, что он может возникнуть в будущем.
За неурегулированный конфликт интересов предусмотрена административная ответственность, в частности штрафы, а в отдельных случаях - дисциплинарная или уголовная ответственность. Повторное нарушение может привести к запрету занимать определенные должности.
Ігор Льов
27 мая 2025 г.
Депутатам с Херсонщины объявили подозрения27 мая 2025 г.
Депутат во второй раз получил без аукциона право строить укрытие в детсаду в Одесской области26 мая 2025 г.
Правоохранители разоблачили сеть агентов рф в Николаеве, которые собирали данные для ракетных ударов19 мая 2025 г.
В Одесской области начальнику логистики разведцентра сообщили о подозрении в злоупотреблении влиянием26 мая 2025 г.
Бывший чиновник Николаевской ОГА получил условный срок за махинации при строительстве моста27 мая 2025 г.
Одессита приговорили к 15 годам тюрьмы за корректировку российских обстрелов Одессы и Житомира26 мая 2025 г.
Апелляционная палата определилась с датой рассмотрения дела депутата-коррупционера из Одесской области20 мая 2025 г.
Депутатов Госсовета Крыма осудили за коллаборационизм