Меню
Социальные сети
15 мая 2025 г. 22:24
От обысков до выступления в Давосе: путь херсонской волонтерки: путь херсонской волонтерки
Эта статья также доступна на украинском языке3
Ольга Цилинко. Фото предоставила собеседница
255 дней в оккупации, российские обыски, спасение самых беззащитных, горе, которое принесла большая вода и ежедневная работа под обстрелами. Все это - жизнь херсонского психолога и директора ОО "Центр семейной реабилитации "София" Ольги Цилинко. Несмотря на пережитое женщина не потеряла веры в лучшее и продолжает работать для других, ведь под ее опекой находятся 55 херсонских семей с детьми, которые нуждаются в особом внимании.
Главное - выжить и не потерять детей
Как и для всех украинцев, для Ольги Цилинко полномасштабное вторжение стало временем испытаний. Кроме собственной семьи женщина должна была помочь выжить в новых реалиях наименее защищенным херсонцам. Уже много лет Ольга является директором общественной городской организации "Центр семейной реабилитации "София", которая заботится о благосостоянии херсонских семей, дети которых имеют поражения центральной нервной системы. Поэтому, первое о чем думала херсонка в начале вторжения - как помочь им выжить в этих условиях.
"Как и все херсонцы, сначала чувствовала растерянность, но много времени на это не было. Собралась с мыслями и решила, что главное - выжить и не потерять ни одного ребенка, а с остальным справимся. Первое, что сделала - позаботилась о документации нашей организации, вывезла из офиса и спрятала. Потом поняла, что нужно обеспечить всех едой и лекарствами, без которых некоторые дети просто не выживут. Поэтому подсчитала имеющиеся средства и начала действовать", - вспоминает Ольга.
Чтобы сделать необходимый запас продуктов и лекарств, хотя бы на первые недели, волонтер и ее команда утром и до ночи отстаивали длинные очереди. Чем дальше, тем больше ситуация усложнялась, теперь специфические лекарства и некоторые продукты, как это было когда-то в советские времена, стали дефицитными. Спасла помощь неравнодушных херсонцев.
"Нашу организацию в городе знали уже давно, в этом году 15 лет, поэтому со мной начали контактировать владельцы магазинов, все, кто мог, помогли продуктами. Мы распределяли это по семьям, которые имели детей с инвалидностью. А херсонцы, которым удалось выехать, присылали помощь, как я это называю с "Большой Украины". Так нам удалось собрать 20 тысяч гривен на медикаменты. Благодаря совместным усилиям с моей подругой удалось получить красные рецепты на лекарства от одесских врачей, а затем закупить жизненно необходимые детям лекарства", - рассказывает волонтер.
Закупленные лекарства из Одессы в оккупированный Херсон попытались передать через волонтерские организации. Шансов на то, что россияне пропустят такой груз было мало, однако это было единственной возможностью и надеждой на жизнь детей. И как оказалось позже, такой риск был не напрасным. Уже через несколько недель в дом женщины приехало волонтерское авто, а вместе с ним и приятная неожиданность среди оккупационных будней.
"Тогда меня очень растрогали. Вместо одной долгожданной коробки лекарств я получила 14 огромных упаковок с запасом детского питания, памперсов, необходимых лекарств и других нужных вещей. Я даже засомневалась точно ли это все нам. На что водитель ответил, что как только люди видели мой номер телефона на коробке и надпись "Цилинко. Дети инвалиды", тогда сразу добавляли что-то свое, так собственно моя одна коробка и превратилась в 14. Благодаря этим неравнодушным людям мы смогли помочь всем, кому это было нужно", - отмечает волонтер.
Мучили 8 суток
Во время оккупации, вспоминает Ольга, россияне рыскали и обустраивались везде. Не исключением стало и помещение ее организации. Как оказалось позже, именно на верхнем этаже над организацией они расположили кабинеты своих спецслужб. Тогда Ольге и ее семьям пришлось принять меры безопасности, поскольку там обычно хранили и распределяли аккумулированные лекарства и продукты.
"Обнаружив такое "соседство" мы решили конспирироваться. Для этого придумали легенду, которая у всех отскакивала от зубов. Каждый раз на их вопрос о нашем присутствии, мы отвечали, что раньше здесь якобы был центр детского развития, наши дети здесь учились, поэтому мы собираемся и вместе закупаем продукты, будто так дешевле в такие трудные времена. Каким-то чудом они верили и не трогали нас", - объясняет женщина.
Понимая, что для местного населения ни один из россиян не является желанным гостем и опасаясь диверсий, оккупанты устраивали обыски и проверяли каждый дом. Не обошли и дом Ольги Цилинко.
"Наш район они мучили 8 суток. Заходили большими группами с использованием тепловизоров, все искали наших ребят. Для обычных гражданских людей такой экшн был еще тем психологическим испытанием. В моем доме осмотрели каждый уголок. Сначала им очень не понравились мои вышиванки, потом количество консервации, поэтому был вопрос: "ДРГ кормить будешь?!". Но наверное мама очень за меня молилась, каким-то чудом они ушли. Но все эти обыски, жесткое давление и ощущение беззащитности просто убивало", - вспоминает Ольга.
Кладбище моей счастливой жизни
Даже после деоккупации правобережья Херсонщины россияне продолжили свои издевательства, взорвав плотину Каховской ГЭС. Именно тогда за считанные часы Ольга потеряла то, что создавала значительный отрезок своей жизни - собственный дом. Ее дом стоял вблизи реки, поэтому в первые же часы после подрыва вода начала заполнять двор.
"От реки нас отделяли фактически только рельсы, а под ними были ливневки. Их не закрыли. За 15 минут поток продвинулся на 40 метров. Скорость была очень большая. Вместе с водой стекало очень много ила, грязи, неразорвавшихся мин и прочего. Теперь наш дом совсем непригоден для проживания. Это сейчас кладбище нашей счастливой жизни. Я почти ничего не успела вывезти, но смогли спастись сами и помочь пожилым соседям, также спасли животных. После этого начали жить сначала. Всем городом", - с отчаянием говорит Ольга.
Но это не сломало, ни Ольгу, ни ее детей. Какое-то время им пришлось жить в помещении общественной организации. Неравнодушные люди узнав о потерянном доме Ольги, поддерживали чем и как могли. Это собственно и помогло найти силы начать все с чистого листа.
Особое внимание и поддержка
Сейчас Ольга продолжает работать и оказывать социальные услуги семьям, с которыми она преодолевала все трудности войны. Их жизнь была тяжелой и до полномасштабного вторжения, а сейчас положение таких семей усложнилось в разы.
"В это время всем тяжело, но должны понимать, что есть те, кому труднее. Сейчас они требуют особого внимания и поддержки. Если раньше мамы таких семей все работали, то сейчас этих возможностей почти нет. Такова уже жизнь прифронтового города. Эти люди остались на одной пенсии, которая больше всего может быть до 4000 тысяч гривен. Выжить на такие средства, имея детей с поражением центральной нервной системы, очень сложно. Поэтому мы обеспечиваем их как только можем", - рассказывает волонтер.
Кроме гуманитарного обеспечения Ольга заботится и о том, чтобы мамы из таких семей получали психологическую поддержку, поэтому привлекает их к работе с психологами в школе осознанного родительства, созданной при организации. До вторжения психологи работали также с детьми, но с войной пришлось переформатировать работу. Теперь занятия с детьми почти не проводятся.
"Нам хотя и сделали хранилище, но во время тревоги в прифронтовом городе нужно реагировать быстро, а на эвакуацию детей в колясках и на креслах колесных нужно немало времени. Поэтому при случае для них мы организовываем различные мероприятия на безопасных территориях. В частности, прошлым летом благодаря поддержке местных властей и спонсоров мы смогли отвезти детей с двигательными недостатками на реабилитацию в Тернопольскую область. Это был настоящий глоток свежего воздуха для семей. После страшных круглосуточных обстрелов они получили немного тишины в уюте деревьев, с реабилитационными упражнениями и занятиями с психологом. Это то, что им необходимо", - говорит Ольга.
Повторить поездку планируют и в этом году. А также ко Дню защиты детей надеются отвезти семьи с детьми в николаевский зоопарк. Однако воплотить эту детскую мечту можно будет только при наличии финансовых возможностей.
Должны помогать друг другу
По образованию Ольга психолог, поэтому волонтерство в ее жизни рассматривается под совсем другим углом. Женщина отмечает, что заботится о других, не потому, что чувствует в этом обязанность, а потому, что именно таковы ее жизненные принципы и ее личная религия.
"Хотя я и психолог, но являюсь категорическим противником раздутой теории о личности. Я за социальную активность, за то, что человек не может выжить без социума. И имею кучу доказательств этому. Самый яркий из них - Херсон во время оккупации. Объединяясь и помогая друг другу мы смогли пройти этот путь к свободе. Мои дети, которые на момент вторжения были несовершеннолетними также не могли просто сидеть на месте, они нуждались в социуме и были его частью. Вместе со мной и молоко в детский дом возили, устроили с девочками, которые у нас проживали полевую кухню и помогали одиноким старикам, кормили брошенных животных. Все это яркие доказательства", - отмечает психолог.
Тоже самое, отмечает женщина, касается и помощи нашим защитникам. Поддерживать и помогать военным она начала еще в 2014 году после аннексии Крыма. Тогда, вместе со своими знакомыми она пекла различные вкусности и ездила на границу с полуостровом чтобы поддержать, согреть и накормить наших воинов.
"Здесь также следует понимать, что это не об обязанностях, а о человечности и понимании того, что ребята часть нашего социума и они не должны быть один на один со своими проблемами. Они защищают нас там, а мы должны поддерживать их с тыла, потому что все мы одно целое", - отмечает Ольга.
Помогать ВСУ Ольга продолжает и сейчас. Вместе с семьями центра раз в месяц собирает посылки с необходимым и отправляет на передовую. А еще вместе с сыном она рассказывает международному сообществу о российской оккупации и то, почему нашим защитникам стоит помогать в борьбе с россиянами. В январе 2023 года они выступали в составе украинской делегации в Давосе, а в мае этого года расскажут о лице оккупантов на Международной конференции по безопасности стран черноморского бассейна в Бухаресте.
Ольга твердо убеждена: "Все мы должны понимать, что спасти этот мир удастся только объединяясь. Нельзя жить только для себя. Мы должны помогать друг другу. Человек не может жить только в собственном пузыре. Помните, если все начнут думать только о себе, это станет началом скорого конца!"
Все фото предоставила собеседница.
Работа над этим материалом стала возможной благодаря проекту Fight for Facts, который реализуется при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии.
Анна Шаповал